Практически все родители стараются не только вырастить полноценного члена общества, но и дать своему ребенку как можно больше возможностей для того, чтобы в будущем он смог добиться успеха и процветания. Именно поэтому любящие мамы и папы уже с самого рождения малыша рассматривают и "примеряют" к своему ребенку различные методики раннего развития, позволяющие раскрыть и закрепить весь потенциал малыша.
Практически все родители стараются не только вырастить полноценного члена общества, но и дать своему ребенку как можно больше возможностей для того, чтобы в будущем он смог добиться успеха и процветания. Именно поэтому любящие мамы и папы уже с самого рождения малыша рассматривают и "примеряют" к своему ребенку различные методики раннего развития, позволяющие раскрыть и закрепить весь потенциал малыша.
А выбрать есть из чего. Современным родителям доступен огромнейший "арсенал" самых разных методик: методика Монтессори, Гленна Домана, Сесиль Лупан, Елены Даниловой и т.д. Но особой популярностью пользуется Вальдорфская система, разработанная австрийским философом Рудольфом Штейнеров в далеком 1919 году.
Несколько слов о Рудольфе Штейнере
Рудольф Штейнер вошел в историю педагогики как яркий представитель этического индивидуализма, в основу мировоззрения которого легла теория познания Гете. Он был уверен, что человеческое познание безгранично, поэтому гармоничное развитие личности возможно только при условии отсутствия рамок и ограничений. Поэтому всю свою сознательную жизнь Рудольф Штейнер активно поддерживал полное отсутствие государственного контроля над работой образовательных учреждений.
В 1907 году из под его пера вышло эссе "Воспитание ребенка", в котором он подробно описал все основные этапы развития ребенка и свои мысли касательно подхода к образовательному процессу. Через 12 лет (в 1919 году) Рудольфа Штейнера пригласили на сигаретную фабрику Вальдорф-Астория в Штутгарте в качестве лектора. Результатом лекции стало появление инновационного метода раннего развития детей и открытие новой школы, которая получила название "Вальдорфская школа".
Уже в 1922 году вальдорфские школы открылись в Британии, а немного позже распространились по всему миру. На сегодняшний день в мире работает больше 3000 образовательных учреждений, основанных на образовательных принципах Рудольфа Штейнера.
Особенности Вальдорфской педагогики
В основе вальдорфской методики лежит принцип "неопережения" развития ребенка. То есть, создаются максимально комфортные условия для того, чтобы ребенок мог развиваться исходя из своих индивидуальных и возрастных особенностей. Именно поэтому знания по тому или иному предмету ребенок получает только в тот период, когда он наиболее к этому подготовлен.
Не менее важной отличительной чертой вальдорфских школ является использование при оформлении кабинетов и классных комнат исключительно натуральных материалов и самодельных игрушек, способствующих развитию фантазии и воображения у воспитанников.
Обязательным элементом вальдорфской системы также являются духовное развитие всех участников образовательно-воспитательного процесса и занятия музыкой. К музыкальным занятиям относятся не только обучение игре на музыкальных инструментах, но и художественное музыкальное движение (различные физические упражнения, направленные на совершенствование координации между полушариями головного мозга).
Программа обучения в школе по Вальдорфской педагогике рассчитана на 11 лет, при этом все основные предметы с 1 по 8 класс ведет один преподаватель. Примечательно, что оценки в общепринятом смысле ученики вальдорфских школ не получают. Вместо них выдаются педагогические характеристики, описывающие способности и достижения каждого ученика.
Среди приоритетных направлений Вальдорфской педагогики также можно выделить воспитание ребенка через подражание взрослому. При этом педагоги тщательно следят за тем, чтобы на мыслительные процессы детей младше 7 лет не оказывалось никакого воздействия.
Группы в детских садах, работающих по вальдорфской системе, разновозрастные, что также способствует "подражательному" воспитанию. Дети сами выбирают чем они хотят заниматься, а если воспитатель организует общие занятия, то могут отказаться от участия в них. Большое внимание уделяется:
- ручному труду: детей учат вышивать, работать на гончарном круге, резать по дереву, плести из бисера и т.д.
- изобразительному искусству: малышам предлагаются краски, с помощью которых они могут находить свои творческие решения.
- музыкальному сопровождению: любое занятие сопровождается игрой на музыкальном инструменте или пением.
Как проходят занятия по Вальдорфской системе
Обучающий материал подается эпохами (блоками) в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. Однако на всех этапах образовательно-воспитательного процесса (и в садике, и в школе) каждый день обучения обязательно включает в себя три части:
- духовная – проводятся занятия, предполагающие активное мышление;
- душевная – музыкальные занятия или танцевальные "минутки";
- креативно-практическая – творческие занятия: лепка, рисование, шитье и т.д.
Достаточно часто занятия всего дня посвящены тому предмету, который в данный момент изучается. Например, если в данный момент изучается математика, то детям предлагают "увидеть" соответствующий математический материал во время творческих занятий или танца.
Вальдорфская система также предусматривает подачу учебного материала в соответствии с развитием ребенка и определенного исторического общества. Другими словами, если возрастной особенностью развития ребенка является формирование представлений о государственном строе и справедливости, то ему предлагают к изучению историю Римской империи. В период начала полового созревания вальдорфские педагоги рассказывают воспитанникам об эпохе средневековья, где женственность иллюстрируют дамы, а мужественность - рыцари.
Недостатки Вальдорфской системы
Несмотря на явные достоинства Вальдорфской системы в вопросе постепенного и глубокого развития творческого начала у детей, имеются у нее и недостатки. И прежде всего, это слишком позднее, по меркам современного общества, обучение детей письму, счету и чтению. Дело в том, что по канонам данной методики приступать к изучению букв и цифр можно не раньше 7-ми лет, да и то, только в ненавязчивой и непринужденной форме.
Кроме того, вальдорфская методика раннего развития полностью исключает из повседневной жизни ребенка любые фабричные игрушки, телевизор, компьютер, телефон, искусственные материалы в одежде и т.д. То есть, ребенок воспитывается в некотором "вакууме", и встреча с более "продвинутыми" сверстниками в школе может стать для него стрессом.