По результатам исследования, проведённого в начале 2018 года интернет-порталом «Педсовет» совместно с проектно-учебной лабораторией журналистики НИУ ВШЭ, интернет-изданием «Директория.онлайн» и «Комсомольской правдой», оказалось, что около 70% учителей подвергаются систематической травле (буллингу) со стороны обучающихся.
Исследование под названием «Как ученики обижают учителя?» охватило 2800 школьных учителей из 75 российских регионов.
Анализ результатов опроса показал, что самыми распространёнными формами буллинга (травли) в отношении учителей стали:
- обсуждение учениками личной жизни педагога;
- демонстрация обучающимися своего презрения с помощью жестов или взглядов;
- намеренное систематическое нарушение дисциплины на занятиях;
- отказ выполнять требования учителя;
- игнорирование преподавателя или использование в обращение к нему кличек и прозвищ.
51,1% школьных учителей за время своей педагогической деятельности получали угрозы от своих подопечных, 28,6% - сталкивались с комментариями интимного характера, а 42,4% педагогов стали жертвами кибербуллинга.
В попытках справиться с ситуацией преподаватели реагировали на происходящее по-разному. В частности, 35% опрошенных предпочитают делиться случившимся с коллегами, 31,1% обсуждают подобные проблемы в семье, а 23% попросту умалчивают о том, что оказались в трудном положении. И всего лишь 13,2% решили обратиться к психологу, при этом не к профессионалу, способному помочь справиться с проблемой, а к школьному, который должен поработать с детьми, травящими учителя. Однако попытки только лишь найти управу на агрессивных учеников в стремлении помочь выйти учителю из затруднительного положения редко бывают эффективными.
Отметим, что результаты упомянутого исследования, авторами которого являются представители Проектно-исследовательской лаборатории образовательной и молодёжной журналистики Департамента коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрей Парницкий и Дарья Сапрыкина, впервые были представлены 21 апреля текущего года в рамках Московского международного салона образования.